Главная\Документы\Для учителя русского языка и литературы
При использовании материалов этого сайта - АКТИВНАЯ ССЫЛКА и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Допущено Министерством образования и науки РФ Школьная программа по литературе подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой.Пояснительная записка
Школьная программа по литературе соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы учителя с программой). Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебных книгах. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебных книгах.
В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему произведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное). Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», рассматривать только в обзоре. Структура и содержание программы
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5–8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебниках 7–11-го кл. материал изложен проблемно. Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9–11-й классы). В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики). Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах. В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений: – видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; – определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; – воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности; – воспринимать и характеризовать произведение как художест- венное целое, с учетом его специфики; – давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; – понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.); – выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); – грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов; – выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; – работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации. Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного (для непрофильных классов – 2 ч в неделю) и углубленного уровня (для гуманитарного профиля – 3–5 ч в неделю). 5-й класс (102 часа)
Введение (2 ч) Часть I. От чего захватывает дух
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы. Часть III. В лабиринте событий (4 ч)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы. Часть IV. Я и другие (14 ч)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (11 ч)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. 6-й класс (102 часа)
Введение (1 ч). 7-й класс (68 часа)
Введение (1 ч). 8-й класс (68 часа)
Введение (1 ч). 9-й класс (102 часа)
В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.
Введение (1 ч).
Путешествие к истокам.
Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.
Эпоха рассудка и Просвещения
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков.
Становление самосознания в русской литературе
Романтизм начала XIX в. Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)
Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в. Литература последних десятилетий золотого века (5 ч)
Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков). Страницы литературы XX века (19 ч)
Особенности литературного процесса начала ХХ века.
Обобщение. 10–11-й классы
Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.
ПРОГРАММА 10–11-й классы (136 ч) Указано общее число учебных часов для 10-го и 11-го классов.
Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков Литература:
В перечне выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», их читают все учащиеся. Кроме этого, учащиеся читают не менее одного произведения, не входящего в «Обязательный минимум...», из каждой темы по своему выбору.
А.С. Пушкин. Философская лирика («Погасло дневное светило...», «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный...», «Вновь я посетил...»). Здесь и далее выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», обязательные для чтения и изучения всеми учащимися.
Л.Н. Толстой. Война и мир. Предполагается неоднократное обращение к некоторым текстам из «Обязательного минимума...».
Тема пути-дороги в русской литературе. Пути-дороги в фольклоре. Мотив пути и традиции духовной литературы. Путь как движение человеческой души. Путешествия героев русской литературы и их духовный путь. Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
ПРОГРАММА 10-й класс
Древнерусская литература конца X–XVII в. (обзор). XIX век. Первая половина
Полемика между «архаистами» и «новаторами» (карамзинистами) по поводу «старого» и «нового слога»: борьба между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников».
«Евгений Онегин»: становление пушкинского реализма (судьба современника, совмещенная с богатством картин русской жизни). Поэтика романа. В программе подчеркнуты тексты, входящие в «Обязательный минимум содержания...» и предназначенные для обязательного чтения и изучения.
Драматургия («Маленькие трагедии» – «Моцарт и Сальери»). XIX век. Вторая половина
50–60-е годы. Содержание новой эпохи (падение крепостного права, серия реформ, развитие капиталистической экономики, процесс формирования гражданского общества, появление разночинцев). Кризис русского общества, возникновение народнического движения. Оживление журналистской деятельности и журнальной полемики. Журнал «Современник». Становление беллетристики: «физиологический очерк» и проза Н.В. Успенского, Н.Г. Помяловского. Кризис русского общества и состояние литературы. Критика общества: Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы». Приложение
ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ Программа подготовлена совместно с О.В. Чиндиловой.
Наполнение школьного компонента учебного плана в условиях предпрофильного обучения определяет, как правило, специфика конкретного образовательного учреждения. Однако в современных условиях представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, добывать знания, находить в тексте информацию любого уровня (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и использовать ее – такова цель данного курса. На пути к собственному тексту. Реферат. Структура, особенности, назначение. Последовательность работы над рефератом, оформление работы (список литературы, приложения). Пересказ. Виды пересказа. Продуктивный подробный пересказ. Составление плана по ходу чтения, выделение опорных (ключевых) слов, осмысление текста и структуры текста. Выборочный пересказ. Отбор текстового материала, его систематизация по плану. Краткий (сжатый) пересказ. Его отличие от тезисов. Последовательность работы над кратким пересказом. Грамматическое оформление текста. Творческий пересказ. Проблема перехода от передачи авторского текста к собственному высказыванию. Работа с тетрадью при составлении письменного пересказа, другого текста. Редактирование текста. Приемы правки чернового материала. Элементарные корректорские знаки и обозначения. Стилистическая правка. Композиционные, логические ошибки и способы их устранения. Работа со словарями. Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: |
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Напутственные слова выпускникам от классного руководителя: стихи
Проза любимому мужчине когда он далекоДля сестренке с днем рождения от сестрыСтих время не остановитьС днем рождения в русском стиле







